"Иеремия Джонсон" (Jeremiah Johnson)



Режиссер - Сидни Поллак. В ролях - Роберт Редфорд, Уилл Гир, Делле Болтон, Джош Альби, Хоакин Мартинес, Эллин Энн МакЛери, Стефан Гираш, Ричард Ангарола, Пол Бенедикт, Чарльз Тайнер. США. 1972. 108 мин.

Легенда об одиноком дикаре

Бывший солдат Иеремия Джонсон (Роберт Редфорд) уставший от войны и видимо от людей, уходит высоко в горы жить одиноким дикарём. Вот только не имея опыта выживания в диких условиях – жизнь на природе для Иеремии оборачивается тем ещё испытанием, но удачная встреча с местным охотником Медвежьим Когтем (Уилл Гир), помогает ему стать настоящим охотником…….

Когда слышишь имя Сидни Поллака, возникает непонятная (по крайней мере у меня) ассоциация его личности с чем-то значительным и величественным. В то же время кроме «Тутси» и «Фирмы» имя Поллака мало где тиражируется и если упоминается, то больше в виде контекста. Хочется сразу оговориться, что ни о каком принижении его имени тут речи не идёт, а лишь отмечаю печальную аксиому того факта, что редко ты услышишь фразу: «О, посмотри обязательно этот фильм Поллака». И вот после просмотра «Иеремии Джонсон» хочется озвучить, а точнее с радостью прокричать именно эту фразу несколько раз.

«Иеремия Джонсон» без преувеличения можно назвать шедевром Сидни Полака, созданный из слияния романа Вардиса Фишера «Человек гор» и рассказа Рэймонда У. Торпа и Роберта Банкера «Убийца кроу». Настоящее и неописуемо прекрасное полотно приключенческой романтики, навеянное духом произведений Джека Лондона и Фенимора Купера в приземлённом сеттинге медитативного вестерна, повествующего об истории пути к безоговорочному одиночеству.

Живописное кино, лихо ломающее романтический оптимизм первого часа, напоминающее о жестокой правде жизни в её истинном проявлении. Две равноценные, но по настроению очень разные части одного приключения, где залихватская, ироничная и жизнеутверждающая половина иллюзорно радует своею безмятежностью, наивно поглощая взором светоч происходящего, помещая сие творение в негласный ранг добрых фильмов – в одночасье меняющая заданные ориентиры на противоположную стихию: вынося нерадостный, но закономерный исход.

Главный герой – человек, намерено отрёкшийся от общества, чтобы найти себя в одиночестве, но в действительности желающий вернутся всё к тому же обществу. И все его попытки – это некий самообман своих намерений. Чем сильнее Иеремия хочет утвердить свою обособленность, тем чаще судьба ему дарит шанс осознать своё желание быть с людьми, где он номинально находит отца, друга, а потом и вовсе сына и жену. Но лишь после постижения героем его истинного предпочтения, его ложное стремление к одиночеству обретает буквальный характер, наседая над его судьбой словно карма.

И эта с виду простая история с его глубинным месседжем, является одной из двух пластов гениальности этого произведения. Второй же пласт – это её величественные сцены снятой природы. Оператор Дьюк Каллахэн мастерски внёс поэтику в царственные пейзажи пыльных прерий и заснеженных гор. Одновременно показав неописуемую красоту местной флоры и фауны, а также холодную и первобытную дикость его окружения. Тем самым отождествляя созерцательное настроение природы с настроением самого сюжета, и закрепляя всё это действие подчёркивающим музыкальным аккомпанементом Тима МакИнтайра и Джона Рубинстайна.

Итог: Сидни Поллака снял, бесспорно, великое и очень красивое полотно о намеренном поиске одиночества и о ненамеренном его нахождении.      






Posts from This Journal by “кино” Tag

Из всего, что я посмотрел за последнюю пару лет, этот фильм однозначно лучший. Исходя из описания, можно подумать, что это тяжеловесный, не слишком приветливый к зрителю фильм, но на самом деле он смотрится легко и увлекательно, и, несмотря на то, что в нём хватает драматических моментов, в нём нашлось место и доброму юмору.