"Жара и солнечный свет" (Heat and Sunlight)



Режиссер - Роб Нилссон. В ролях - Роб Нилссон, Консуэла Фауст, Эрни Фосселиус, Билл Бэйли, Билл Экридж, Лестер Коэн. США. 1987. 98 мин.

Любовь на день рождения

Фотожурналист Мэл Харли (Роб Нилссон) чурающийся эмоциональной привязанности, после очередной командировки, понимает, что влюблён в свою нынешнюю пассию и посылает ей письмо с признанием. Но по прилёту в аэропорт в Сан-Франциско – она его не встречает……

Роб Нилссон весьма малоизвестная персона в широких кругах отечественного зрителя, в особенности, если посмотреть его фильмографию на «Кинопоиске», даже среди наших киноведов и критиков его имя всплывает крайне редко, но если всплывает, то всегда с оттенком воодушевления. При этом начав свою режиссёрскую карьеру в далёком 1977 году, его коснулась неожиданная удача, получив за свою дебютную работу «Северное сияние» приз «Золотой камеры» в Каннах. После чего последовало ряд знаковых для того времени картин, где Нилссон стал настоящим пионером в использование цифровой камеры, которая позволило ему тогда снимать фильмы очень быстро и дёшево. Так в 1987 году в его карьере произошёл второй значимый прорыв, а именно награда в номинации лучший фильм года на кинофестивале «Сандэнс» за кинокартину «Жара и солнечный свет». И возможно, в те года эта лента действительно чем-то удивляла, но сейчас на неё смотришь, как на что-то утомительно вычурное.  

Сразу же хочется оговориться о моей категоричной субъективности к данному фильму, так как вся объективизация начала рушиться от осознания того, что наблюдательная концентрация на происходящие действия неумолимо размазывалась по причине невовлечённости. Другими словами: на это было очень скучно смотреть. При том, что режиссёр предельно навязчиво хотел высказать какие-то умные мысли, но никак не мог определить, что точно он собирался сказать, постоянно бегая на поверхности своих размышлений, где вся эта его рефлексия откровенно грешила претенциозностью.

Нилссон словно арт-художник создавал инсталляции – он не обрисовывал сознательную сцену, а возбуждённо инсталлировал, используя рваный монтаж, резкие перебивки сцен, нервность главного героя, биполярное настроение: собирая их в один единый комок и обрушивая на суд зрителя. И в первый раз ты, действительно, восхищённо аплодируешь этому, но когда этот приём используют в десятый раз подряд, твои чувственные рецепты просто немеют. А когда понимаешь, что режиссёр элементарно не может осмысленно прописать основного персонажа, то наблюдать за всей этой историей становится вдвойне сложней.

Но самое ироничное это то, что Нилссон эксплуатируя конкретные элементы, конкретный образ, конкретное настроение, невольно создал полотно для определённого контингента людей, которому это безусловно и безоговорочно понравится, а именно хипстерам. Конечно, не будем такими категоричными и всё же озвучим основной посыл фильма.

Главный герой, который всю жизнь видел страдание и уродство, внезапно углядел прекрасность в любви, из-за чего преобразился в ревнивого невротика. Его девушка, узнав об его истинных чувствах, по неведомым причинам или по моей невнимательности, почему-то не может согласиться на взаимность. И так весь хронометраж персонажи кидаются от одной крайности в другую, где режиссёр выдаёт эмоциональный аспект всему этому происходящему, разыгрывая подростковый сюр, но незрелую зарисовку, подводит всё к тому, что любовь меняет человека.

Итог: Много суетливости и вычурности, а смысловой отдачи минимум. Как сознательная история, грешит малосознательностью. Можно похвалить техническое исполнение, вдохновлённое ранними работами Жана-Люка Годара, но и там превалирует грубая реализация.





Recent Posts from This Journal

  • Освещение в Too Old to Die Young

    Ещё немного пропиарю Too Old to Die Young. Любопытное эссе о методе Рефна касательно освещения. Кстати, недавно посмотрел его во второй раз, и…

  • Благие знамения/Good Omens

    Посмотрел мини-сериал «Благие знамения» от Amazon и BBC. Экранизация романа Терри Пратчетта и Нила Геймана, где первый из них страстно…

  • Трейлер A Hidden Life

    Как же это красиво. Но главное не это, а то, что Малик наконец-то снял кино с внятным сюжетом (по крайне мере об этом говорили критики на Каннском…

Сразу же хочется оговориться о моей категоричной субъективности к данному фильму, так как вся объективизация начала рушиться от осознания того, что наблюдательная концентрация на происходящие действия неумолимо размазывалась по причине невовлечённости. Другими словами: на это было очень скучно смотреть.
Блеск! я сохраню эту прекрасную формулировку и применю при случае (со ссылкой на источник?).
к сожалению, про свой фильм ("Можешь рассчитывать на меня") я уже написала, но, думаю, что еще увижу и другие скучные фильмы ;о)
"я сохраню эту прекрасную формулировку и применю при случае"
Пользуйтесь и применяйте. Я не против.)